Get Adobe Flash player
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Проект по благоустройству территории детского сада «Зелёная планета»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 475 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 475 г. Челябинска»)

454071, ул. Салютная, 17-а, тел. (351) 773-32-26, e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Проект по благоустройству территории детского сада «Зелёная планета» 

 С целью полноценного осуществления основной образовательной программы дошкольного образования, одной из задач которой является совершенствование развивающей предметно-пространственной среды, разработан проект благоустройства территории дошкольного образовательного учреждения. 

Руководитель проекта:  Карачкова М.В. - заведующий МБДОУ «ДС № 475 г.Челябинска»

Участники проекта:  Педагоги и сотрудники детского сада, родители (законные представители).

Название проекта:  «Зелёная планета». 

Девиз:  «Стремимся к воплощению идей для сохранения и процветания планеты маленькой своей!» 

Тип:  Практико-ориентированный

Вид:  Творческий

 Сроки реализации проекта:   2019-2024 г.г. 

Основное направление.

 Создание современной пространственной среды территории ДОУ посредством обновления интерьера, декоративного оформления, озеленения территории; благоустройство игровых и спортивных площадок, цветников;  оформление малыми архитектурными и игровыми формами; создание безопасных условий для жизнедеятельности детей. 

Основания для разработки проекта: 

- несоответствие (устаревание) пространственной среды территории ДОУ современным условиям жизни;

- реализация требований ФГОС;

- необходимость внесения изменений в пространственную среду территории детского сада;

- желание дополнить среду, создать индивидуальный и стильный облик территории ДОУ, соответствующий требованиям ФГОС в организации пространства под открытым небом, направленный на полноценное проживание детства воспитанниками, интересный взрослым (родителям, педагогам, посетителям). 

Цель: Использование пространственной среды территории для  создания эмоционально благоприятных (комфортных) условий пребывания детей в дошкольном учреждении посредством  благоустройства территории и организации эффективной познавательной, творческой, оздоровительной деятельности детей в процессе пребывания на воздухе на территории детского сада.

Задачи:

1. Разработать единую концепцию оформления пространственной среды территории ДОУ.

2. Вовлечь в процесс работы педагогов, родителей, выявить среди родителей деловых партнеров.

3. Использовать дополнительные возможности (бюджетные и внебюджетные средства, благотворительную помощь) для приобретения оборудования, оформления игровых участков, зеленой зоны, цветников.

 4. Оборудовать территорию ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС, санитарно-эпидемиологическими требованиями и методическими рекомендациями по использованию пространственной среды территории ДОУ.

4. Улучшить художественно-эстетическое оформление территории ДОУ.

5. Создать для  детей комфортную, безопасную, современную среду. 

Стратегия реализации проекта:

 • Создание пространственной среды для комфортных условий  развития личности ребенка;

• Создание своего «образа» территории дошкольного учреждения;

• Вовлечение в работу социальных партнеров;

• Активизация творческого потенциала педагогов и родителей;

• Совместная деятельность педагогов, родителей:

- создание условий для отдыха, занятий спортом, игр и экспериментирования детей;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- создание зон сезонного озеленения и цветения при декорировании клумб, ограды, построек;

- привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

- удовлетворенность использования пространственной среды дошкольного учреждения со стороны воспитанников, родителей.

Актуальность

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда представляет собой часть образовательной среды, представленной специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Окружающая ребенка образовательная среда, в том числе и территория детского сада, является  частью образовательной среды, в которой протекает процесс социализации, воспитания и развития личности ребенка. Это важная составляющая в жизни дошкольников, здесь они проводят значительную часть всего своего времени. От того насколько разумно спроектированной, ухоженной, эстетично оформленной будет территория учреждения, во многом зависит качество пребывания ребенка в детском саду. Среда должна быть функциональна и комфортна для ребенка, так как она является не только составляющей частью процесса обучения, но и местом проведения свободного времени. Под благоустройством и озеленением территории детского сада подразумевается как обеспечение благоприятных и безопасных условий для проведения спортивных занятий, отдыха, игр и развлечений дошкольников, так и создание  привлекательного с эстетической точки зрения облика детского сада. Эстетично оформленная, ухоженная территория, создает настроение, повышает жизненный тонус, положительно влияет на здоровье детей и воспитывает в детях чувство прекрасного, любовь к природе. 

Основным принципом создания соответствующей среды для детей является определение ее развивающего начала. Развивающая среда детского учреждения должна содержать пространственные и предметные стимулы познавательного развития ребенка и, кроме того, быть динамичной, не допускать привыкания к однообразию.

Поскольку, окружающая среда призвана обеспечить детям всестороннее развитие, то у педагогов ДОУ возникает  необходимость  периодически вносить изменения в пространственную среду. Следовательно, благоустройство ДОУ решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей. Коллектив детского сада решил изменить уже сложившуюся среду, создать индивидуальный облик территории детского сада, соответствующий  организации пространства под открытым небом. При этом созданная ранее среда будет органично включаться в обновленный проект. 

Гипотеза: мы считаем, что методически грамотное использование пространственной среды не только внутри дошкольного учреждения, но и на его территории, будет содействовать развитию всесторонне развитой гармоничной личности ребенка. 

  1. 1.  Анализ состояния территории ДОУ и существующих проблем. 

Каждый дом начинается со двора. Первое знакомство гостей и просто прохожих начинается с внешнего вида двора, его обустроенности. Благоустроить территорию детского сада особенно важно, так как его посещают маленькие дети. Для дальнейшего личностного становления детям важно воспринимать территорию ДОУ не просто как место для прогулки, а как место для реализации его внутренних потребностей. Личность формируется в тех условиях, в которых живет человек. Эстетично оформленная, насыщенная среда, наличие современного детского спортивного, игрового оборудования являются непременным условием комфортного пребывания и полноценного развития детей. 

Для работы над проектом коллектив детского сада провел анализ исходного состояния участков и территории учреждения.

Территория детского сада имеет большую площадь, делится на одиннадцать игровых зон групп (площадок), физкультурно-спортивную зону, зону отдыха, хозяйственную зону, цветники, газоны, огород. В целом территория имеет ухоженный вид, благоустройство осуществляется усилиями педагогов и родителей ДОУ.

Вместе с тем следует выделить ряд проблем, которые нужно рассмотреть, чтобы наметить пути реализации проекта.

Проблема: Для художественно-эстетического оформления территории сада необходимо продумать оформление цветников, замену альпийской горки на новый цветник (его форму, размер) напротив входа в левое крыло в ДОУ.

Детский сад помимо собственно игровых участков групп, спортивной зоны, имеет свободные зоны, которые также требуют благоустройства. 

Проблема: Физкультурно-спортивная зона – важная часть территории ДОУ. Она представлена спортивной площадкой, необустроенной зоной возле тополей, где возможна установка  спортивных снарядов для лазания и подлезания либо для круговой тренировки, разнообразные турникеты.  Для удовлетворения потребности детей в движении необходимо дополнить спортивную площадку волейбольной сеткой, оформить  участок элементами для игры в футбол, баскетбол, метании мяча в цель. Возможна установка специального спортивного покрытия.

Рядом со спортивной площадкой находится участок, использовавшийся прежде как «пляжная зона» для принятия детьми воздушных ванн. Практика показывает, что использовать ее в данном качестве нецелесообразно. Следует рассмотреть вопрос об установке спортивного игрового комплекса. 

Проблема: на всей территории ДОУ имеются прогулочные веранды, которые по-разному освещаются в течение дня; на каждом участке имеются деревья, которые также неодинаково дают тень в жаркие летние дни. На каждом прогулочном участке имеются скамейки для отдыха, лавочки и столики для детей. Одно из любимых мест ребят – песочницы, имеются текстильные зонты от солнца, установка которых в жаркую, но ветреную погоду является проблемой, поэтому возможно продумать установку стационарных навесов на песочнице. На участках групп рассмотреть вопрос об установке  оборудования для экспериментирования и проведения опытов с песком и водой.

Проблема: Огород детского сада используется для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Здесь проводятся наблюдения, исследования почвы и культурных растений. Каждая грядка отмечена табличками, где написаны названия растений или нарисовано их изображение. Чтобы поддержать интерес ребят к выращиванию растений и вызвать положительные эмоции, рассмотреть вопрос о возможной постройке парника.

Проблема: На участке детского сада имеется площадка для проведения занятий по профилактике дорожно-транспортного травматизма: дорожная разметка с пешеходным переходом. Дополнить площадку игровым оборудованием – напольными дорожными знаками, светофором для проведения игр и занятий по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах, обновить разметку в соответствии с современными требованиями.

Безопасность жизнедеятельности. В ночное время территория освещается уличными фонарями. На территории детского сада много зелени, которые служат естественной защитой от пыли, очищают воздух. Центральная дорожка асфальтирована. На здании сада имеется вывеска с названием образовательного учреждения.

Проблема: Территория ДОУ имеет изношенное  металлическое  ограждение по периметру, возможна установка нового ограждения. В целях безопасности необходимо установить на воротах электромагнитный замок.

Проблема: на территории ДОУ, на участках групп имеются цветники, клумбы. Педагоги групп самостоятельно решают вопрос выращивания рассады, ее видах и оформлении клумб. Непродуманность данного вопроса затрудняют уход, полив растений, внешний вид цветников.

Проблема: Значительная территория учреждения требует детального рассмотрения вопроса ее благоустройства.

Проблема: За время существования детского сада силами педагогов и родителей посажены деревья и кустарники. Системность посадок достаточно условная: имеются густо засаженные участки и имеются участки с недостаточным количеством растительности.

 

Образ будущей территории детского сада

 - Создание инициативной группы педагогов, родителей для обсуждения вариантов оформления территории, привлечения родительской общественности к оказанию посильной помощи в создании нового облика детского сада.

- Установка нового, антивандального ограждения ДОУ с плотно закрывающимися воротами и калиткой, установка электронного замка на калитку.

- Приобретение детского игрового оборудования для участков, постепенная замена игрового оборудования  

Игровые площадки

Основную часть времени дети проводят на игровых площадках. Во время прогулок дошкольники играют, экспериментируют. Экспериментирование проходит не только в совместной деятельности взрослого и дошкольника, но и в самостоятельной деятельности. Оформление участка может отражать не только возраст дошкольников, но и название группы. Воспитатели каждой группы выбирают свой вариант для оформления, не  нарушая общей концепции оформления пространственной среды территории. Благодаря этому территория ДОУ смотрится как единое целое и с точки зрения планировки, и с точки зрения цветового оформления.

Задача детского сада – создать условия для разнообразных игр, для детского творчества, фантазии, конструирования. Педагогам групп продумать совместно с администрацией вопрнос о размещении на участках готовых форм (домиков, скамеечек, небольших игровых или спортивных комплексов).

Одно из любимых мест ребят – песочницы, которые могут иметь разные формы и обязательно закрывающиеся на ночь дверцы. Рядом с песочницами  желательно установить контейнеры для игр с водой и др. природными материалами. В жаркое время над песочницей выставляется текстильный зонт. Есть предложение установить стационарную крышу (зонт) дугообразной формы из поликарбоната.

На верандах установить контейнеры для хранения игрушек и сельхозинвентаря.

Огород.

Огороды – традиционные элементы территории ДОУ. Они бывают разными: огород овощных культур, фитоогород (огород лекарственных растений), парниковая зона. Необходимо рассмотреть разные варианты оформления. Выбрать овощные культуры, не требующими значительного ухода, но привлекательно выглядящами и интересными для выращивания и наблюдений педагогами совместно с детьми.

Традиционно огороды используют для формирования у детей навыков ухода за различными культурами. Однако круг видов детской деятельности на таких участках может быть значительно расширен. Это и наблюдения, и исследования почвы, растений, насекомых, использование игровых моментов, особенно если огород «принадлежит» сказочным героям. Симпатичные пугала и просто сказочные герои превращают огород в особый уголок  и служат зоной  для труда и отдыха.

 Летние театры.

В теплое время года праздники, как правило, проводятся на улице. На сцене летнего театра можно петь и танцевать, проводить конкурсы и просто играть в театр. Такой театр должен быть ярким и необычным. Хорошо, когда у него, как и у «взрослого» театра, есть свое название. К выбору названия театра и изготовления атрибутов хорошо привлечь родителей. 

Малые архитектурные формы, аллеи.

Малые архитектурные формы во многом определяют общий вид территории, украшают ее, делят визуально на зоны и служат игровыми элементами. различной величины, формы и назначения могут располагаться непосредственно на игровых площадках, являться частью ландшафта или тематического уголка. Декоративные домики на клумбах и газонах, домики для игр, для детей и сказочных гномов – малые архитектурные формы очень разнообразны.

На территории ДОУ есть «Тихая аллея» – любимое место для спокойных игр и отдыха как детей, так и взрослых. Аллея оформлена, в целом имеет законченный вид. Можно дополнить ее столбами с декоративными фонарями в стиле «Прованс». 

Спортивные площадки

Спортивные площадки – важная часть оформления территории ДОУ. Согласно программе  занятия (при соответствующих климатических условиях) проводятся на свежем воздухе. Футбольные поля, баскетбольные корзины, ямы с песком для прыжков, разнообразные турникеты и кольца для подлезания и пролезания – часть оборудования уже есть в наличии, часть требует либо оформления, либо обновления.

Возле тополей зона требует обустройства спортивным оборудованием для эстафеты или спортивных игр, квестов.

В дальнейшем, при наличии средств, можно оснастить основную спортивную площадку мягким покрытием. 

Лаборатория и метеоплощадка

Исследование окружающего мира – естественное стремление ребенка. И задача взрослых – поддержать его. Например, создать на территории летнюю лабораторию или экспериментальную площадку.

Лаборатория на территории детского сада может быть оформлена по-разному. Главное, чтобы в ней был разнообразный природный материал, с которым дети могли бы экспериментировать. Например, в разных емкостях  находится материал для исследований: песок, глина, природные и искусственные камни разной формы и величины, шишки и другой природный материал. Удобно, если рядом располагается стол, на котором можно размещать оборудование и скамейки для ребят. При необходимости на столе можно  фиксировать наблюдения. Для разных исследований в лаборатории выкладывают совочки, стаканчики из-под йогурта, тазики, «ящик ощущений» и т. п.

Можно создать и метеоплощадку. Метеоплощадка занимает, как правило, отдельный участок. Здесь располагаются приборы для измерения ветра. Во-первых, разные флюгеры, которые можно сделать с детьми, в том числе из бросового материала. Во-вторых, особая разноцветная «труба» – аналог оборудования, которое используется на аэродромах. Она помогает определить силу и направление ветра. Измерить силу ветра поможет еще один прибор. Можно прикрепить к довольно толстой веревке бумажные прямоугольники разной плотности – от толстого картона до тонкой салфетки. Если ветер раскачивает только салфетку, значит, он легкий. Если от его порывов качается даже картонный флажок, значит, на улице сильный ветер. Дождемер – это разрезанная пополам пластиковая бутылка, верхняя часть которой перевернута и вставлена в нижнюю. Для безопасности края дождемера покрывают изолентой или другим клейким материалом. На стенки бутылки можно нанести цветные деления, для старших детей – с цифрами, для малышей – в идее полосок разного цвета.

В теплое время года на метеоплощадке или в лаборатории можно разместить календарь природы.

Большой интерес у дошколят вызовут солнечные часы. Создание солнечных часов может быть одним на игровом участке ДОУ, что зависит от фантазии педагогического коллектива. 

Цветники, рокарии.

Красиво, когда территория ДОУ просто утопает в цветах. Вместе со взрослыми дети выращивают рассаду, ухаживают за растениями. Воспитатели и родители совместно с детьми создают  клумбы, клумбы-мозаики, альпийские горки, рокарии, высаживают цветы в форме узоров, создают композиции в нестандартных вазонах. Очень важно, чтобы все дорожки, клумбы, цветники, горки, газоны, группы кустарников и деревьев сочетались между собой по форме и цвету. Даже цвет забора имеет значение для восприятия цветника, который находится рядом. Вместе с красками цветников он создает радужное, приподнятое настроение.

Традиционно для оформления участка используют следующие формы посадки растений: цветники, клумбы, альпийские горки, рокарии, бордюры,  миксбордер. живые изгороди. Бордюры обычно состоят из нескольких ярусов многолетних растений разной высоты. Они красиво смотрятся на фоне стен, подстриженных изгородей.

На территории детского сада важно предусмотреть систему удобных дорожек, которые позволят детям подойти к клумбам, альпийским горкам и т. п. Дорожки можно посыпать песком, окрашенной древесной щепой, выложить камнем, плиткой.

Разнообразные цветники делают территорию ДОУ привлекательной, напоминающей в чем-то парк отдыха. Цветники часто имеют неправильную форму. Обычно в центре цветника выращивают самые высокие многолетники, по направлению к его краям высота растений снижается. Специалисты считают, что большое количество правильных форм на участке создает неприятное впечатление.

Монотонность газона нарушают отдельно стоящие красивые растения. А отдельно стоящие вазоны с цветами нарушают монотонность стены или дорожки. В качестве вазонов используются самые разные вещи – старые горшки, вазы, пни (металлические конструкции изящных, необычных форм). В такие вазоны обычно высаживают однолетники или луковичные растения, или какие-то отдельные крупные растения. Осенью их можно вносить в помещение.

Живописно расположенные среди трав и кустарников камни разного размера, песчаные и каменистые дорожки, окрашенная щепа, красивые скамейки – все это придает территории неповторимость и уют.

 

Общая концепция оформления территории детского сада 

«Дендропарк с элементами стиля «Прованс» 

Разнообразие деревьев и кустарников, большая плошадь – отличная идея для создания на территории ДОУ своеобразного дендропарка. Необходимо составить «Зелёный паспорт» детского сада, оформить его в виде баннера или информационного щита на центральном газоне детского сада. Желательно сделать такие же информационные щиты-стойки оформить возле каждого вида дерева.

Сложность ухода и полива на большой площади декоративных растений подвели нас к мысли, что на участках групп можно сделать оформление в стиле «Прованс». 

Ожидаемые результаты

 

- благоустройство территории в соответствии с ФГОС;

- создание условий для отдыха, занятий спортом, игры и экспериментирования детей;

- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

- создание зон озеленения и цветения при декорировании зданий, ограды, построек (вертикальное, горизонтальное, ажурное, сплошное, смешанное, с использованием лианоподобных и вьющихся);

- привлечение родителей, общественности к благоустройству территории;

- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;

- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, повышение имиджа дошкольного учреждения;

- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;

- гармоничное формирование отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного). 

 

Выводы и практическая значимость проекта.

Проект, представленный нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованная территория детского сада позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, спортивных досугов, праздников и развлечений, организовывать досуг семей воспитанников детского сада. Кроме того данный проект может быть реализован в других учреждениях.

Мы надеемся, что результаты работы данного проекта окажут как опосредованное, так и прямое влияние на качество, и уровень образования, на работу по обеспечению охраны жизни и здоровья детей. Создание единого пространства  будет способствовать формированию у детей чувства ответственности, любви к малой родине и созидательного отношения к окружающему. Родители и педагоги, объединив усилия, создадут для детей интересную пространственную среду, направленную на познавательную и  двигательную активность детей.

Таким образом, проект благоустройства поможет решить задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим миром; создать комфортные условия для прогулок детей. Создание и реализация проекта – это  активизация творческого потенциала педагогического коллектива по созданию благоприятных условий пространственной среды  пребывания детей в дошкольных учреждениях, по формированию гражданской позиции воспитанников и обеспечения эстетики при благоустройстве территории ДОУ. 

Для того, чтобы территория детского сада соответствовала задуманному предстоит  много сделать. Но старт дан и начало положено. Реализация проекта – это работа единой команды: педагоги, родители и дети. Немаловажным условием реализации проекта является поддержка общественности и учредителя. 

Вывод: Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя,

свое отношение к тому, что происходит вокруг нас.

Детский сад – наш второй дом, а поскольку «ребенок учится тому, что видит у себя в дому» мы хотим, чтобы наша «Зеленая планета» стала для детей уютным домом, заложившим основы для полноценного развития личности.   

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить


 
 

Анкета для опроса получателей услуг о качестве условий оказания услуг

 

    Приём детей в образовательные организации       http://www.edu.ru/themes/Edu_portal/images/logo.jpg   https://sites.google.com/site/mbdoucrrds370/glavnaa-stranica-sajta/mini_Traktorozavodskiy_rayon.jpghttps://sites.google.com/site/mbdoucrrds370/glavnaa-stranica-sajta/fcior130x59.gif